1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»
11 класс
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
конкретного учебного предмета
Личностными результатами учащихся при изучении предмета «Литература»
являются:
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к
многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к
культурам других народов;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметными результатами учащихся при изучении предмета
«Литература» являются:
умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать
аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные
связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее,
определять сферу своих интересов;
умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать,
использовать в самостоятельной деятельности.
Предметными результатами учащихся при изучении предмета «Литература»
являются:
в познавательной сфере:
понимание ключевых проблем изученных произведений русской литературы, литературы
народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление
заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их
современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к
одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею,
нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев,
сопоставлять его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного
содержания произведения (элементы филологического анализа);
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного
произведения;
в ценностно-ориентационной сфере:
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,
сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их
оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных
произведений;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысление чтение и
адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или отрывки с использованием
образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по
прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические
высказывания разного типа; уметь вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой
изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на
литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое
восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительновыразительных языковых средств в создании художественных образов литературных
произведений.
Таким образом, изучение учебного предмета «Литература» позволяет учащимся обогатить
духовно-нравственный опыт и расширить эстетический кругозор; сформировать умения
соотносить нравственные идеалы произведений русской литературы с литературой других
народов, выявлять сходство и национально-обусловленное своеобразие художественных
решений; совершенствовать речевую деятельность: умения и навыки, обеспечивающие
владение русским литературным языком, его
изобразительно-выразительными
средствами.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего
образования:
Выпускник научится:
– демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя
примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
– в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а
именно:
• обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве
аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем
смыслы и подтексты);
• использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты
произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа; • давать объективное
изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы
или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и
взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения; •
анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей
элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы
изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия
и/или развития их характеров;
• определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном
произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их
художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой
наполненности, эстетической значимости;
• анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в
произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей
текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое
воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки
произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или
закрытым финалом);
• анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется
отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например,
ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
– осуществлять следующую продуктивную деятельность:
• давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или
создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения,
демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание
принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурноисторической эпохе (периоду); • выполнять проектные работы в сфере литературы и
искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных
произведений.
Выпускник получит возможность научиться:
– давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с
использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических
документов и т. п.);
– анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем
объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской
индивидуальности;
– анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими
областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
– анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического
произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись
художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как
интерпретируется исходный текст.
Выпускник получит возможность узнать:
– о месте и значении русской литературы в мировой литературе;
– о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;
– о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;
– об историко-культурном подходе в литературоведении;
– об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
– о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;
– имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия
ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами
нарицательными в общемировой и отечественной культуре;
– о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.
2. Содержание учебного предмета «Литература» 11 класс
Литература конца XIX – начала ХХ века
А. И. Куприн. Рассказы и повести (одно произведение по выбору). «Гранатовый браслет», «Олеся» и
др.
Л. Н. Андреев. Рассказы и повести (одно произведение по выбору). «Большой шлем» и др.
М. Горький. Рассказы (один по выбору). «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Коновалов» и др.
Пьеса «На дне».
Стихотворения поэтов Серебряного века (не менее двух стихотворений одного поэта по выбору).
Стихотворения К. Д. Бальмонта, М. А. Волошина, Н. С. Гумилёва и др.
Литература ХХ века
И. А. Бунин. Рассказы (два по выбору). «Антоновские яблоки», «Чистый понедельник», «Господин из
Сан-Франциско» и др.
А. А. Блок. Стихотворения (не менее трёх по выбору). «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица,
фонарь, аптека…», «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На
железной дороге», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, весна, без конца и без краю…», «О, я хочу
безумно жить…» и др.
Поэма «Двенадцать».
В. В. Маяковский. Стихотворения (не менее трёх по выбору). «А вы могли бы?», «Нате!»,
«Послушайте!», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Письмо Татьяне Яковлевой» и др.
Поэма «Облако в штанах».
С. А. Есенин. Стихотворения (не менее трёх по выбору). «Гой ты, Русь, моя родная...», «Письмо
матери», «Собаке Качалова», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не
жалею, не зову, не плачу…», «Я последний поэт деревни…», «Русь Советская», «Низкий дом с
голубыми ставнями...» и др.
О. Э. Мандельштам. Стихотворения (не менее трёх по выбору). «Бессонница. Гомер. Тугие
паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Ленинград», «Мы живём, под собою не чуя
страны…» и др.
М. И. Цветаева. Стихотворения (не менее трёх по выбору). «Моим стихам, написанным так рано…»,
«Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Идёшь, на меня похожий…», «Мне нравится, что вы
больны не мной…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплёте», «Бабушке», «Красною
кистью…» (из цикла «Стихи о Москве») и др.
А. А. Ахматова. Стихотворения (не менее трёх по выбору). «Песня последней встречи», «Сжала руки
под тёмной вуалью…», «Смуглый отрок бродил по аллеям…», «Мне голос был. Он звал утешно…»,
«Не с теми я, кто бросил землю...», «Мужество», «Приморский сонет», «Родная земля» и др.
Поэма «Реквием».
М. А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон»
М. А. Булгаков. Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» (один роман по выбору).
А. П. Платонов. Рассказы и повести (одно произведение по выбору). «В прекрасном и яростном
мире», «Котлован», «Возвращение» и др.
А. Т. Твардовский. Стихотворения (не менее трёх по выбору). «Вся суть в одном-единственном
завете…», «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»), «Я знаю, никакой моей вины…»,
«Дробится рваный цоколь монумента...» и др.
Проза о Великой Отечественной войне (по одному произведению не менее чем двух писателей по
выбору). Например, В. П. Астафьев «Пастух и пастушка»; Ю. В. Бондарев «Горячий снег»; В. В. Быков
«Обелиск», «Сотников», «Альпийская баллада»; Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие», «В списках не
значился», «Завтра была война»; К. Д. Воробьёв «Убиты под Москвой», «Это мы, Господи!»; В. Л.
Кондратьев «Сашка»; В. П. Некрасов «В окопах Сталинграда»; Е. И. Носов «Красное вино победы»,
«Шопен, соната номер два»; С.С. Смирнов «Брестская крепость» и другие.
Поэзия о Великой Отечественной войне. Стихотворения (по одному стихотворению не менее чем
двух поэтов по выбору). Ю. В. Друниной, М. В. Исаковского, Ю. Д. Левитанского, С. С. Орлова, Д. С.
Самойлова, К. М. Симонова, Б. А. Слуцкого и др.
Драматургия о Великой Отечественной войне. Пьесы (одно произведение по выбору). , В. С. Розов
«Вечно живые» и др.
Б. Л. Пастернак. Стихотворения (не менее трёх по выбору). «Февраль. Достать чернил и плакать!..»,
«Определение поэзии», «Во всём мне хочется дойти…», «Снег идёт», «Любить иных – тяжёлый
крест...», «Быть знаменитым некрасиво…», «Ночь», «Гамлет», «Зимняя ночь» и др.
«Доктор Живаго»
А. И. Солженицын. Произведения «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ» (фрагменты
книги по выбору, глава «Поэзия под плитой, правда под камнем»).
В. М. Шукшин. Рассказы (не менее двух по выбору). «Срезал», «Обида», «Микроскоп», «Мастер»,
«Крепкий мужик», «Сапожки» и др.
В. Г. Распутин. Рассказы и повести (не менее одного произведения по выбору). «Живи и помни»,
«Прощание с Матёрой» и др.
Н. М. Рубцов. Стихотворения (не менее трёх по выбору). «Звезда полей», «Тихая моя родина!..», «В
горнице моей светло…», «Привет, Россия…», «Русский огонёк», «Я буду скакать по холмам
задремавшей отчизны...» и др.
И. А. Бродский. Стихотворения (не менее трёх по выбору). «На смерть Жукова», «Осенний крик
ястреба», «Пилигримы», «Стансы» («Ни страны, ни погоста…»), «На столетие Анны Ахматовой»,
«Рождественский романс», «Я входил вместо дикого зверя в клетку…» и др.
Проза второй половины XX – начала XXI века. Рассказы, повести, романы (по одному
произведению не менее чем трёх прозаиков по выбору). Ф. А. Абрамов («Братья и сёстры» (фрагменты
из романа), повесть «Пелагея» и др.); Ч. Т. Айтматов (повести «Пегий пёс, бегущий краем моря»,
«Белый пароход» и др.); В. И. Белов (рассказы «На родине», «За тремя волоками», «Бобришный угор»
и др.); Г. Н. Владимов («Верный Руслан»); Ф. А. Искандер (роман в рассказах «Сандро из Чегема»
(фрагменты), философская сказка «Кролики и удавы» и др.); Ю. П. Казаков (рассказы «Северный
дневник», «Поморка», «Во сне ты горько плакал» и др.); В. О. Пелевин (роман «Жизнь насекомых» и
др.); Захар Прилепин (рассказ «Белый квадрат» и др.); А. Н. и Б. Н. Стругацкие (повесть «Пикник на
обочине» и др.); Ю. В. Трифонов (повести «Обмен», «Другая жизнь», «Дом на набережной» и др.); В.
Т. Шаламов («Колымские рассказы», например, «Одиночный замер», «Инжектор», «За письмом» и др.)
и др.
Поэзия второй половины XX – начала XXI века. Стихотворения (по одному произведению не менее
чем двух поэтов по выбору). Б. А. Ахмадулиной, А. А. Вознесенского, В. С. Высоцкого, Е. А.
Евтушенко, Н. А. Заболоцкого, Т. Ю. Кибирова, Ю. П. Кузнецова, А. С. Кушнера, Л. Н. Мартынова, Б.
Ш. Окуджавы, Р. И. Рождественского, А. А. Тарковского, О. Г. Чухонцева и др.
Драматургия второй половины ХХ – начала XXI века. Пьесы (произведение одного из драматургов
по выбору). А. Н. Арбузов «Иркутская история»; А. В. Вампилов «Старший сын»; К. В. Драгунская
«Рыжая пьеса» и др.
Литература народов России
Рассказы, повести, стихотворения (не менее одного произведения по выбору). рассказ Ю. Рытхэу
«Хранитель огня»; повесть Ю. Шесталова «Синий ветер каслания» и др.; стихотворения Г. Айги, Р.
Гамзатова, М. Джалиля, М. Карима, Д. Кугультинова, К. Кулиева и др.
Зарубежная литература
Зарубежная проза XX века (не менее одного произведения по выбору). произведения Р. Брэдбери
«451 градус по Фаренгейту»; А. Камю «Посторонний»; Ф. Кафки «Превращение»; Дж. Оруэлла «1984»;
Э. М. Ремарка «На западном фронте без перемен», «Три товарища»; Дж. Сэлинджера «Над пропастью
во ржи»; Г. Уэллса «Машина времени»; О. Хаксли «О дивный новый мир»; Э. Хемингуэя «Старик и
море» и др.
Зарубежная поэзия XX века (не менее двух стихотворений одного из поэтов по выбору).
стихотворения Г. Аполлинера, Т. С. Элиота и др.
Зарубежная драматургия XX века (не менее одного произведения по выбору). пьесы Б. Брехта
«Мамаша Кураж и её дети»; М. Метерлинка «Синяя птица»; О. Уайльда «Идеальный муж»; Т.
Уильямса «Трамвай «Желание»; Б. Шоу «Пигмалион» и др.
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на освоение каждой темы
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Тема урока
Кол-во
часов
Введение. Русская литература в контексте мировой
художественной
культуры
XX
столетия.
Взаимодействие зарубежной, русской литературы и
литературы других народов России, отражение в них
“вечных” проблем бытия.
Изучение языка художественной литературы.
Анализхудожественного текста. Понятие поэтического
языка.
И.А. Бунин. Жизнь и творчество. Лирика И.А. Бунина. Её
философичность, лаконизм и изысканность
1
Бунин И.А.
Пейзажная лирика поэта.
«Господин из Сан-Франциско». Обращение писателя к
широчайшим социально-философским обобщениям.
Поэтика рассказа.
Тема любви в рассказах И.А. Бунина. «Чистый
понедельник», «Солнечный удар».
И.А. Бунина. «Чистый понедельник», «Солнечный
удар».Своеобразие лирического повествования в прозе
писателя.
А.И.Куприн. Судьба и творчество. Трагизм любовной
темы вповести «Олеся»
1
1
1
1
1
1
1
Дата
проведения
план
факт
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Любовь как высшая ценность мира в рассказе
«Гранатовый браслет»
Трагическая история любви Желткова и пробуждение
души Веры Шеиной. Поэтика рассказа.
1
Куприн А.И Проблема самопознания личности в
повести «Поединок»
Классное сочинение по творчеству И. А. Бунина, А. И.
Куприна
Классное сочинение по творчеству И. А. Бунина, А. И.
Куприна
Л. Н. Андреев Жизнь и творчество (обзор). От реализма
к модернизму. Писатель экспрессионист. Художественное
своеобразиетворчества. «Большой шлем», «Царь-голод».
М.Горький. Жизнь и творчество. Ранние романтические
рассказы.
М.Горький. «Старуха Изергиль» Композиция рассказа
Пьеса «На дне» как социально-философская драма.
Обитатели «дна» в пьесе «На дне».
Образ Луки в пьесе.
Вопрос о правде в драме Горького «На дне».
Классное сочинение по творчеству М.Горького
Классное сочинение по творчеству М.Горького
2
Серебряный век русской поэзии Поэзия конца XIX – начала XX
вв. И.Ф. АННЕНСКИЙ, К.Д. БАЛЬМОНТ, А. БЕЛЫЙ, В.Я.
БРЮСОВ, М.А. ВОЛОШИН, Н.С. ГУМИЛЕВ, Н.А. КЛЮЕВ, И.
СЕВЕРЯНИН, Ф.К. СОЛОГУБ, В.В. ХЛЕБНИКОВ, В.Ф.
ХОДАСЕВИЧ
Русский
символизм и его истоки. Творчество
З. Гиппиус.
В.Я Брюсов - основоположник русского реализма.
Поэт-акмеист Н.С. Гумилѐв. Проблематика и поэтика
лирики Н.С. Гумилѐва.
Футуризм как литературное направление. Футуризм как
литературное направление. Русские футуристы. Поиски
новых поэтических форм в лирике
И. Северянина.
А. А, Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм. Темы и
образы ранней лирики.«Стихи о Прекрасной Даме».
Тема страшного мира в лирике Блока.
«Незнакомка», «В ресторане»,
«Фабрика». Развитие
понятия об образе - символе.
Тема Родины в лирике Блока. «Россия», «Река
раскинулась», «На железной дороге»
Поэма А.Блока «Двенадцать»
История создания поэмы.
Поэма А. Блока «Двенадцать». Сложность её
художественного мира.
Есенин С.А.
Жизнь и творчество. Ранняя лирика
«Гой ты, Русь моя родная...»,
«Письмо матери».
Тема России в лирике Есенина. «Я покинул родимый
дом…», «Русь
Советская», «Спит ковыль. Равнина
дорогая...» и др.
1
1
1
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
Любовная тема в лирике Есенина. «Не бродить, не мять в
кустах багряных...», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя,
Шаганэ» и др.
Тема быстротечности человеческого бытия в лирике
Есенина. Трагизм восприятия гибели русской деревни.
«Не жалею, не зову, не плачу...», «Мы теперь уходим
понемногу...», «Сорокоуст».
Народно-песенная основа, музыкальность
лирики
Есенина. Поэтика есенинского цикла «Персидские
мотивы».
Литературный процесс 20-х годов ХХ века. Тема
революции и Гражданской войны в прозе 20-х годов. Обзор
русской литературы 20-х годов.
Поэзия 20-х годов. Поиски поэтического языка новой
эпохи. Русская эмигрантская сатира.
В.В. Маяковский
Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики
поэта. Стихотворения: "А вы могли бы?", "Послушайте!",
"Скрипка и немножко нервно", "Лиличка!", "Юбилейное",
"Прозаседавшиеся", а также три стихотворения по выбору
Пафос революционного переустройства мира в лирике
поэта. Сатирический пафос лирики.
Своеобразие любовной лирики Маяковского.
Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Поэма
В.Маяковского «Облако в штанах». Новаторство
В.В.Маяковского.
Контрольная работа по теме
«Поэзия 1 половины 20 в»
Литература З0-х годов. Образ России. Сложность
творческих поисков и писательских судеб 30-х годов.
Булгаков М.А. Жизнь и творчество. Булгаков и театр.
История создания романа М.А.Булгакова «Мастер и
Маргарита».
Жанр и композиция
романа «Мастер и Маргарита».
Три мира в романе «Мастер и Маргарита»
Образ Мастера и тема творчества в романе «Мастер и
Маргарита».
Образ Маргариты и тема любви в романе «Мастер и
Маргарита».
Анализ эпизода «Бал у сатаны»
Сочинение по творчеству М.А. Булгакова
Сочинение по творчеству М.А. Булгакова
А.П.Платонов.
Жизнь и творчество. Повесть Платонова «Котлован»:
обзор содержания, сюжет, композиция.
А.А.Ахматова.
Жизнь и творчество. Художественное своеобразие и
поэтическое мастерство любовной лирики. Стихотворения:
"Песня последней встречи", "Сжала руки под темной
вуалью...", "Мне ни к чему одические рати...", "Мне голос
был. Он звал утешно...", "Родная земля",а также два
стихотворения по выбору.
Судьба России и судьба поэта в лирике А.А.Ахматовой.
Поэма А.А.Ахматовой «Реквием». Смысл названия
поэмы.
Единство трагедии народа и поэта. Тема суда времени и
исторической памяти. Особенности жанра и композиции
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
поэмы.
О.Э.Мандельштам
Жизнь и творчество. Культурологические истоки и
музыкальная природа эстетического переживания в лирике
поэта. Стихотворения:"Notre Dame", "Бессонница.
Гомер. Тугие паруса...", "За гремучую доблесть грядущих
веков...", "Я вернулся в мой город, знакомый до слез...", а
также два стихотворения по выбору.
М.И.Цветаева.
Жизнь и творчество. Тема поэта и поэзии в лирике М.
Цветаевой. Стихотворения: "Моим стихам, написанным так
рано...", "Стихи к Блоку" ("Имя твое -птица в руке..."), "Кто
создан из камня, кто создан из глины...", "Тоска по родине!
Давно...", а также два стихотворения повыбору.
Тема Родины в лирике М. Цветаевой.
Р\Р Контрольная работа «Творчество А. Ахматовой и
М. Цветаевой».
М.А.Шолохов.
Жизнь и творчество. «Донские рассказы».
Роман-эпопея "Тихий Дон" (обзорное изучение).
История создания романа – эпопеи.
Картины Гражданской войны в романе «Тихий Дон».
Проблемы и герои романа.
Картины Гражданской войны в романе «Тихий Дон».
Проблемы и герои романа.
Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе
«Тихий Дон».
Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе
«Тихий Дон».
Женские судьбы в романе «Тихий Дон».
Мастерство М.А.Шолохова – прозаика в романе
«Тихий Дон».
Сочинение по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон».
Литература периода Великой Отечественной войны:
поэзия, проза, драматургия.
Поэты о Великой Отечественной войне.
Стихотворения Ю. В. Друниной, М. В. Исаковского, К. М.
Симонова и др.
Драматургия о Великой Отечественной войне. Пьесы
В. С. Розов «Вечно живые» и др
Литература второй половины 20 века (обзор). Поэзия 60х годов.
Новое осмысление военной темы в литературе 50 – 90- х
годов. В. Л. Кондратьев «Сашка»
Повесть В.Быкова «Сотников». Анализ повести В. Быкова
«Сотников»
А.Т.Твардовский. Страницы жизни и творчества Лирика
поэта. Осмысление темы войны.
Стихотворения: "Вся суть в одном-единственном завете...",
"Памяти матери", "Я знаю, никакой моей вины...", а также
два стихотворения по выбору.
Поэма «По праву памяти». Настоящее и прошлое Родины.
Уроки истории.
Б.Л.Пастернак. Страницы жизни и творчества
Философский характер лирики поэта. Стихотворения:
"Февраль. Достать чернил и плакать!..", "Определение
поэзии", "Во всем мне хочется дойти...", "Гамлет", "Зимняя
ночь", а также два стихотворения по выбору
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
Б.Л.Пастернак.
Роман «Доктор Живаго». История создания.
Художественное своеобразие Христианские мотивы в
романе «Доктор Живаго». Стихотворения Юрия Живаго
А.И.Солженицын
Жизнь и творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной»
темы в творчестве писателя. Повесть «Один день Ивана
Денисовича»
А.И.Солженицын Роман"Архипелаг Гулаг" (фрагменты).
Нравственные искания героев в прозе второй половины
ХХ – начале ХХ I века. Ю.П. Казаков (рассказы
«Северный дневник», «Поморка», «Во сне ты горько
плакал» и другие); Ю.В. Трифонов (повести «Обмен»,
«Другая жизнь», «Дом на набережной» и другие)
В.Т. Шаламов. Жизнь и творчество. Проблематика
и
поэтика «Колымских рассказов».
Поэзия периода оттепели.
Б. Ахмадулина, Е. Евтушенко, Р. Рождественский, А.
Вознесенский
Н.М. Рубцов. Слово о поэте. Основные темы и
мотивы лирики поэта и еѐ художественное
своеобразие.
Проза второй половины XX века
«Деревенская» проза в современной литературе.
В.П. Астафьев. «Пожар». Человек и природа
в рассказе.
Нравственная проблематика произведения.
В.Г. Распутин. «Прощание с Матёрой». Тема памяти и
преемственности поколений.
Б.Окуджава.
Слово о поэте. Жанровое своеобразие песен Окуджавы.
И.Бродский.
Слово о поэте. Своеобразие поэтического мышления и
языка Бродского.
Темы и проблемы современной драматургии. Обзор.
А.В.Вампилов. Слово о писателе. Пьеса «Старший сын».
Проблематика, основной конфликт и система образов в
пьесе.
В.М.Шукшин.
Изображение народного характера и картин народной
жизни в рассказах «Срезал», «Обида», «Микроскоп»,
«Сапожки» и др.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
Основные направления и тенденции развития современной
литературы: Проблематика прозы Т.Толстой. «Свидание с
птицей»
Авторская песня. Песенное творчество А. Галича, Ю.
Визбора, В. Высоцкого, Ю - Кима и др.
Литература народов России
Стихотворения М. Джалиля
Э.Хемингуэй.
Слово о писателе. Раздумья писателя о человеке, его
жизненном пути Духовно-нравственные проблемы
повести «Старик и море».
Б. Шоу.
Пьеса «Пигмалион». Своеобразие конфликта в пьесе.
О.Бальзак. Повесть «Гобсек». Проблематика повести
98.
99.
Ш.П.Бодлер
Мир поэзии Бодлера.
Повторение изученного за курс 11 класса