11 общ

Пояснительная записка
Рабочая программа курса по обществознанию для 11 класса составлена в соответствии
с Федеральной примерной программой в рамках нового базисного учебного плана,
примерных программ.
Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часа из расчета 2 учебных часа в неделю и
предназначена для учащихся 11 класса.
Реализуется программа с помощью учебно-методического комплекта:
 Базисный учебный план для основной школы.
 Примерная программа по истории.
 Требования к уровню подготовки выпускников основной школы.
Настоящая программа составлена в полном соответствии с Обязательным минимумом
содержания обществоведческого образования и с ориентацией на следующие
основные цели курса:
- ознакомить учащихся с широкой совокупностью доступных для них знаний об
общественной жизни;
- дать представление об основных понятиях, терминах, теориях, связанных
сописанием и изучением социальных процессов;
- привлечь внимание учащихся к культурологической,
мировоззренческой,духовно-нравственной и философской тематике, сформировать
интерес к изучениюкультуры общества в ее различных сферах — науке, религии,
искусстве и т. д.
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне
пообществознанию (обществоведению) представляет собой комплекс знаний,
отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе,
познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовнонравственная сфера, право. Знания об этих социальных объектах дают социология,
экономическая теория, политология, социальная психология, правоведение, философия.
Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют
друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят
социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и
принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям, правовые
нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система
гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к
основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов,
рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов,
понимание которых необходимо современному человеку.
Содержание учебного предмета «Обществознание»
РАЗДЕЛ I . ЧЕЛОВЕК И ЭКОНОМИКА
Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая
деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический
рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.
Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение.
Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные
бумаги.
Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и
переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Доходы и
расходы: навыки планирования. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Бизнес в
экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим
предпринимательской деятельности.

Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы
менеджмента. Основы маркетинга. Роль государства в экономике. Общественные блага.
Внешние эффекты. Госбюджет. Формирование государственного бюджета РФ и его
исполнение. Государственный долг Основы денежной и бюджетной политики.
Бюджетная система Российской Федерации. Защита конкуренции и антимонопольное
законодательство.
Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих
банков. Финансовые институты. Электронные деньги Виды, причины и последствия
инфляции. Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия
безработицы. Государственная политика в области занятости.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли.
Глобальные проблемы экономики.
Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя.
Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и
производителя.
РАЗДЕЛ II . ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ
ОБЩЕСТВА
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в альтернативы и
ответственность за его последствия.
Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей. Религиозные объединения
и организации в РФ. Опасность тоталитарных сект.
Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.
Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология.
Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный
терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни.
Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России.
Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.
РАЗДЕЛ Ш. ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН
Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие
норм естественного права. Естественное право как юридическая реальность.
Законотворческий процесс в Российской Федерации.
Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность.
Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.
Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы
защиты экологических прав. Экологические правонарушения.
Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на
интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь,
достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия
расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.
Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение
трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.
Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования.
Порядок оказания платных образовательных услуг.
Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности
административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы.
Особенности
уголовного
процесса.
Суд
присяжных.
Конституционное
судопроизводство.
Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы.
Государственная политика в области занятости.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли.
Глобальные проблемы экономики.

Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Зашита прав потребителя.
Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и
производителя.
Формируемые знания и умения ученика
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с
курсами истории, географии, литературы и др. Изучение обществознания (включая
экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение
следующих целей:
• развитие личности в период ранней юности, ее духовно -нравственной,
политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального
поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к
личномусамоопределению и самореализации; интереса к изучению социаль
ных и гуманитарных дисциплин;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности,
правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим идемо
кратическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об
обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений,
необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных
социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социальноэкономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднег
о и высшего
профессионального образования или для самообразования,
• овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе
экономическую и правовую) информацию, анализировать,
систематизироватьполученные данные; освоение способов познавательной, ко
ммуникативной,практической деятельности, необходимых для участия в жизни
гражданского общества и государства;
• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
типичных задач в области социальных отношений, гражданской и Общественной
деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных
национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих
действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; для
содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
В 11 классе предусмотрено значительное расширение экономической и правовой
проблематики, а также некоторых вопросов социально-политического характера
школой на уровне раскрываются природа и сущность человека, системный характер
общества.
Не менее 50% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся,
позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный
набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
— работу с источниками социальной информации с использованием современных
средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
—
критическое осмысление актуальной социальной информации, поступаю щей
из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений
и ОЦЕНОЧНЫХ суждений;
—решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные
ситуации;

— анализ современных общественных явлений и событий;
— освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и
тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное
формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т, п.);
— применение полученных знаний для определения экономически рационального,
правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
— аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через
участие в написание творческих работ по социальным дисциплинам.

Тематическое планирование по обществознанию 11 класс
№ п/п Дата

Тема урока

Домашнее задание

проведения
урока
План

факт

Глава 1.Экономическая жизнь общества
1

Роль экономики в жизни общества

Пар.1,с.5-9

2

Экономика и социальная структура общества

Пар.1, с.9-14

3

Экономика: наука и хозяйство

Пар.2.с.16-18

4

Экономическая деятельность и её измерители

Пар.2.с.18-22

5

Экономический рост и развитие

Пар.3.с.25-31

6

Экономические циклы

Пар.3с.31-34

7

Рыночные отношения в экономике

Пар.4.с.35-39

8

Конкуренция и монополия

Пар.4.с.39-43

9

Фирма в экономике. Электронные деньги

Пар.5.с.44-49

10

Доходы и расходы: навыки планирования

Индивидуальные
задания

11

Постоянные и переменные издержки производства

Пар.5.с.49-54

12

Правовые основы предпринимательской

Пар.6.с.56-60

деятельности
13

Как открыть свое дело

Пар.6.с.61-68

14

Слагаемые успеха в бизнесе

Пар.7.с. 68-74

15

Основы маркетинга

Пар.7.с.74-78

16

Экономика и государство

Пар.8,80-86

17

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика.

Пар.8, с.86-92

Формирование государственного бюджета РФ и его
исполнение.

18

Финансы в экономике. Бюджетная система

Пар.9,с.92- 96

Российской Федерации
19

Инфляция: виды, причины и последствия

Пар.9,с.97-103

20

Занятость и безработица

Пар.10.с.104- 111

21

Государственная политика в области занятости

Пар.10.с.111-116

22

Мировая экономика

Пар.11.с.116-122

23

Глобальные проблемы экономики

Пар.с.11,с.122- 126

24

Экономическая культура и сущность

Пар.12, с.129-132

25

Экономическая свобода и социальная

Пар.12.с.132-134

ответственность
26

Рациональное поведение участников

Пар.12.с.135-140

экономической деятельности
27

Урок обобщения по теме «Экономическая жизнь
общества»

28

Тесты по теме «Экономическая жизнь общества»

Глава 2. Социальная сфера
29

Социальная структура общества.

Пар.13.с.143-144

30

Социальное неравенство

Пап.13, с.145-146

31

Социальная стратификация

Пар.13.с.146-152

32

Социальные нормы и отклоняющееся поведение

Пар..14.с.153-157

33

Отклоняющееся (девиантное) поведение

Пар.14.с.157-162

34

Нации и межнациональные отношения

Пар.15.с. 164 - 166

Межнациональные конфликты и пути их

35

Пар.15.166-169

преодоления
36

Национальная политика в России

Пар.15.с.169- 173

37

Семья и быт

Пар.16.с.174- 178

38

Бытовые отношения

Пар.16.с. 178-182

Гендер – социальный пол

Пар.17.с.184-188

Гендерные отношения в социальном обществе

Пар.17.с.188- 193

Молодежь в современном обществе

Пар.18.с.194-198

42

Молодежная субкультура

Пар.18с. 198-204

43

Демографическая ситуация в современной России

Пар.19.с.204-208

44

Миграция

Пар.19.с.209-213

45

Урок обобщения по теме «Социальная сфера»

46

Тесты по теме «Социальная сфера»

39

10,02

40
41

10,02

Глава 3. Политическая жизнь общества

47

Политика и власть

Пар.20.с.216-

48

Политические отношения

Пар.20.с. 222-225

49

Политическая система

Пар.21.с.228- 236

50

Демократические перемены в России

Пар.21.с.236-240

51

Гражданское общество и правовое государство

Пар.22.с.240-244

52

Местное самоуправление

Пар.22.с.245-249

53

Демократические выборы

Пар.23.с.250-254

54

Избирательная кампания

Пар.23.с. 254-260

55

Политические партии и политическая системы

Пар.24.с. 261-266

56

Типы партийных систем

Пар.24.с. 266-271

57

Политическая элита

Пар.25.с. 272- 275

58

Политическое лидерство

Пар.25.с.275-263

59

Политическое сознание

Пар. 26.с.283-285

60

Что такое идеология

Пар.26.с.285-292

61

Политическая психология

Пар.26с.292- 297

62

Политическое поведение

Пар.27.с. 298-301

63

Политический терроризм

Пар.27.с.302-306

64

Политический процесс

Пар.28.с.307-313

65

Культура политического участия

Пар.28.с. 313-317

66

Урок обобщения по теме «Политическая жизнь
общества»

67

Тесты по теме «Политическая жизнь общества»

68

Взгляд в будущее

С.320-329


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».